Реставрация старинной тумбочки. Часть 3 Исследуем старинную мебель. Где ошибся мастер из прошлого

Если вы думаете, что “нынеча – это не то, что давеча” и наоборот, относительно того, как раньше изготавливали мебель, то, смею вас уверить, все “не так однозначно”, как и у “дочерей крымских офицеров”. Да, безусловно, раньше не было ДСП и не было изготовления из него. Люди ориентировались и применяли наработки прошлого и по части конструирования и по части использования материалов, которые были в наличии в тот момент. Конечно, классическая столярка содержала все технологические наработки, позволяющие изготавливать максимально прочную и долговечную мебель. Другое дело, что все зависело от того, насколько мастер был сведущ в этом деле и насколько правильно он применял свои знания на практике. А тут уже – дело индивидуальное. Поэтому наряду с высококачественной мебелью прошлого, нередко встречается и мебель, которая выполнена с нарушением технологий, из-за чего она приобретала рано или поздно определенные дефекты. И вот, как наглядный пример – небольшая тумбочка, выполненная из массивов сосны, дуба и фанерованная дубовым шпоном.

В первой части статьи, посвященной разборке, мы рассмотрели демонтаж узлов, которые разбираемы, а корпус, как элемент, представляющий для нас особый интерес, мы выносим отдельно. И прежде, чем начать его разборку, нужно попытаться определить, почему он поимел такие существенные дефекты, как растрескивание элементов, их смещения, порывы и деформации.

Для исследования причин их возникновения, воспользуемся отличной книгой по конструированию корпусной мебели и методом сравнения подходящих под описание случаев, определим истинность описываемых процессов, происходящих с конкретным изделием.

Описание книги – по ссылке в конце статьи. Здесь же будем публиковать подходящие иллюстрации.

Итак, обследуем наш корпус и определим сами дефекты…

Исследуем корпус тумбочки

У нас имеется вот такая “тушка”

Для ее изготовления мастер брал древесину сосны, изготавливал из нее детали и оклеивал дубовым шпоном. Посмотрим вблизи на ее конструкцию и определим порядок ее сборки.

Почему треснул задний полик

Расхожее название задней стенки корпуса – задний полик. Ну так повелось. Сразу на что можно обратить внимание – что он какой-то “не такой”, какие можно встретить в подобных предметах. Чаще всего (но необязательно), это деталь двух типовых видов – может быть в виде прикрученной шурупами фанеры, оргалита и т.д, либо это может быть задний полик филенчатой конструкции (в старинной мебели). Листайте галерею

Здесь же мы видим один сплошной монолит боковин тумбочки и заднего полика – единое целое. И это целое – треснуло посредине и по боковине

Это хорошо видно с угла. Обе грани смежные грани тумбочки формируют ребро и никаких стыков соединения двух деталей не видно

Зато хорошо видна значительная трещина вдоль кромки на боковине и идет она параллельно ей.

Чтобы понять почему это произошло, следует как раз обратиться к вышеупомянутой книге – к тем ее разделам, где описываются процессы усушки древесины в зависимости от направлений расположения волокон в конкретной детали.

Схематично у нас это выглядело следующим образом:

Вся коробка была выполнена из массива сосны и зафанерована шпоном (скорее всего там ласточкин хвост под шпоном). Размеры тумбочки по высоте и ширине стабильны (зеленые стрелки показывают, что по длине эти детали остаются практически неизменны). В направлении по глубине деформации, очевидно были не столь существенны, чтоб разорвать наклеенный тонкий шпон на боковинах и он “следовал” за массивной основой. А вот наклеенный по всему периметру задний полик имел большую степень усушки (в направлении красных стрелок показано, как изменяются размеры при усыхании и набухании) , поэтому эта деталь разорвалась не только посредине (по клеевому шву), но и в месте склейки с боковиной. Естественно разорвался и наклеенный поверх полика тонкий слой шпона.

В общем, задний полик, как деталь здесь отсутствует. Склеена коробка и поверх закатана шпоном. Воссоздавать ее в таком же виде нецелесообразно. Задний полик все равно необходимо демонтировать и для доступа к внутренней части и для приведения его в “рабочее состояние”

Фанеровка крышки вместе с профилем

Обычно на пристенную мебель цоколи, профили столешниц, верхов шкафов и т.д устанавливаются с трех сторон. На тыльную сторону их ставить бессмысленно. Это не журнальный столик или геридон, обзор которых предусмотрен со всех сторон. В нашем случае обшивка верха тумбочки по всему периметру к тому же привела еще и к появлению щелей между корпусом и замкнутым контуром профиля, который остался в неизменных границах. В результате шпон, наклеенный поверх всего этого также отделился от профилей.

В завершение небольшой видеообзор внешнего и внутреннего вида:

Ссылка на описание книги

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *