Реставрация старинной тумбочки. Часть 2

 

Любая практическая реставрационная работа начинается с осмотра и определения порядка демонтажа деталей исходя из конструкции предмета.

Музейную реставрацию мы не рассматриваем — там каждый «чих» должен быть согласован и «запротоколирован высокими инстанциями»:). Здесь все проще и «приземленнее» 🙂

Предмет, который попал мне в руки неплохой, но особой ценности не представляет. Изготовлен весьма посредственно, содержит конструктивные огрехи, предопределившие его разрушение в узлах и соединениях, а также дефекты поверхностей, но тем не менее он самобытен и вполне заслуживает того, чтобы его привести в порядок, а заодно и посмотреть, что такое в нем не так. А также сопоставить с тем, как рекомендовано конструировать и собирать мебель в различных справочниках и литературе по столярному делу.

Строго говоря, мы будем делать не сколько реставрацию, сколько РЕМОНТ этого предмета, ибо классическая реставрация, с максимальным сохранением его, как такового, и минимальным вмешательством
нецелесообразна, по причине его малой ценности и конструктивных нарушений, которые, если их не убрать, снова приведут к разрушению конструкции. Так, что это будет просто хорошим наглядным пособием и вполне пристойным изделием в итоге. Итак, разборка…

Из чего сделана

Предмет изготовлен с применением трех видов материала: массив сосны, массив дуба и шпон дуба. Покрыт, по всей видимости, тонированным лаком. Делала его, возможно, какая-нибудь «Одесская бубличная артель «Московские баранки» по производству мебели для казенных мест или частный мастер. Хотя я ни разу не искусствовед и настаивать не буду. Если кто сможет его идентифицировать — будет интересно.

Реставрация старинной тумбочки. Разборка. Часть 1

Разборка

Разборку нужно осуществлять до полного «расчленения» предмета на детали, с тем, чтобы каждую можно было привести в порядок: качественно удалить ЛКМ, восстановить утраты, подготовить к сборке. Некоторые узлы и соединения можно оставлять и в собранном виде, если это позволяет провести все работы без помех. В общем — оценивается по ходу работы и разборке и после удаления ЛКМ.

Сначала снимаются и извлекаются все подвижные компоненты — ящики, двери, полки и т.д.

Извлечение ящика
Извлечение ящика

Обязательно необходимо снять всю фурнитуру: ручки, петли, замки, декоративные накладки и прочие «украшения»

Демонтаж фурнитуры
Демонтаж фурнитуры

Затем происходит разборка самих частей мебели: снимается все что было прибито гвоздями, прикручено шурупами и т.д.

Снятие полки на гвоздях
Снятие полки на гвоздях

Из ящиков вынимаются донца, из дверных рамок — филенки. В старинной мебели они часто крепятся с помощью штапиков, поэтому их извлечение не представляет сложностей.

Разборка дверцы
Разборка дверцы

Обязательно нужно извлечь гвозди из тех деталей, которые будут сохранены.

Удаление гвоздей
Удаление гвоздей

После разборки со всех «ножек и рожек» необходимо удалить старое покрытие ЛКМ. Для этого используются различные инструменты и материалы (смывки, растворители, цикли, щетки и т.д). Этим мы займемся в ближайшее время.

Отдельного внимания заслуживает сам корпус. Его мы будем разбирать во второй части статьи. На его примере мы будем исследовать и устанавливать причины возникших дефектов и для этого мы используем одну замечательную книгу по конструированию, в которой довольно подробно рассмотрены примеры правильной и неправильной сборки корпусной мебели (поэтому ссылка на статью об этой книге — отдельно в конце публикации).

Корпус

Учитывая, что корпус мы пока не «разбомбили», данную разборку можно представить, говоря военным языком, как неполную разборку автомата Калашникова (кто в армии служил — поймут о чем речь:)). Полную рассмотрим в следующих статьях.

Ссылка на статью о книге

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *