Реставрация старинной тумбочки. Часть 2

 

Любая практическая реставрационная работа начинается с осмотра и определения порядка демонтажа деталей исходя из конструкции предмета.

Музейную реставрацию мы не рассматриваем – там каждый “чих” должен быть согласован и “запротоколирован высокими инстанциями”:). Здесь все проще и “приземленнее” 🙂

Предмет, который попал мне в руки неплохой, но особой ценности не представляет. Изготовлен весьма посредственно, содержит конструктивные огрехи, предопределившие его разрушение в узлах и соединениях, а также дефекты поверхностей, но тем не менее он самобытен и вполне заслуживает того, чтобы его привести в порядок, а заодно и посмотреть, что такое в нем не так. А также сопоставить с тем, как рекомендовано конструировать и собирать мебель в различных справочниках и литературе по столярному делу.

Строго говоря, мы будем делать не сколько реставрацию, сколько РЕМОНТ этого предмета, ибо классическая реставрация, с максимальным сохранением его, как такового, и минимальным вмешательством
нецелесообразна, по причине его малой ценности и конструктивных нарушений, которые, если их не убрать, снова приведут к разрушению конструкции. Так, что это будет просто хорошим наглядным пособием и вполне пристойным изделием в итоге. Итак, разборка…

Из чего сделана

Предмет изготовлен с применением трех видов материала: массив сосны, массив дуба и шпон дуба. Покрыт, по всей видимости, тонированным лаком. Делала его, возможно, какая-нибудь “Одесская бубличная артель “Московские баранки” по производству мебели для казенных мест или частный мастер. Хотя я ни разу не искусствовед и настаивать не буду. Если кто сможет его идентифицировать – будет интересно.

Разборка

Разборку нужно осуществлять до полного “расчленения” предмета на детали, с тем, чтобы каждую можно было привести в порядок: качественно удалить ЛКМ, восстановить утраты, подготовить к сборке. Некоторые узлы и соединения можно оставлять и в собранном виде, если это позволяет провести все работы без помех. В общем – оценивается по ходу работы и разборке и после удаления ЛКМ.

Сначала снимаются и извлекаются все подвижные компоненты – ящики, двери, полки и т.д.

Обязательно необходимо снять всю фурнитуру: ручки, петли, замки, декоративные накладки и прочие “украшения”

Затем происходит разборка самих частей мебели: снимается все что было прибито гвоздями, прикручено шурупами и т.д.

Из ящиков вынимаются донца, из дверных рамок – филенки. В старинной мебели они часто крепятся с помощью штапиков, поэтому их извлечение не представляет сложностей.

Обязательно нужно извлечь гвозди из тех деталей, которые будут сохранены.

После разборки со всех “ножек и рожек” необходимо удалить старое покрытие ЛКМ. Для этого используются различные инструменты и материалы (смывки, растворители, цикли, щетки и т.д). Этим мы займемся в ближайшее время.

Отдельного внимания заслуживает сам корпус. Его мы будем разбирать во второй части статьи. На его примере мы будем исследовать и устанавливать причины возникших дефектов и для этого мы используем одну замечательную книгу по конструированию, в которой довольно подробно рассмотрены примеры правильной и неправильной сборки корпусной мебели (поэтому ссылка на статью об этой книге – отдельно в конце публикации).

Учитывая, что корпус мы пока не “разбомбили”, данную разборку можно представить, говоря военным языком, как неполную разборку автомата Калашникова (кто в армии служил – поймут о чем речь:)). Полную рассмотрим в следующих статьях.

Ссылка на статью о книге

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *