В ремонте и реставрации мебели как правило значительный объем работы – восстановление утрат массива и шпона, и от того насколько незаметнее это будет сделано, будет зависеть и общая оценка проделанной работы.
Прежде чем продвигаться дальше в нашей с вами реставрации старинной тумбочки, приведу некоторые общие свои соображения, которыми буду руководствоваться в дальнейшей работе
Недостаточно просто точно врезать вставку
Чтобы цель была достигнута и “заплатка” на поверхности детали получилась незаметной, мало просто и точно ее врезать – важно обеспечить выполнение ряда условий.
Понятно, что для ремонта мы подбираем древесину той породы и того оттенка, которая имеется и в “исходнике”, но одного этого недостаточно. Нужно подбирать также по рисунку текстуры, а также изготавливать вставки такой формы, которая обеспечит ей максимальную незаметность в реставрируемой детали.
Учитывая, что наша тумбочка фанерована шпоном дуба, для примера возьмем также обрезок детали, фанерованный дубом.
Неудачный подбор текстуры
Мастер при изготовлении предмета может использовать шпон какого угодно рисунка и если мы изготавливаем вставку, то это нужно учитывать, а не просто брать первую попавшуюся полоску шпона и врезать ее по месту.
К примеру, мы имеем утрату на шпоне и подобрали аналогичный по цвету
Рисунок текстуры этого участка по характеру полурадиальный, а вставку собираемся делать из “чистого” тангенциального кусочка шпона
По цвету они подходят, несмотря на разное освещение при съемке и увеличение. При совмещении это хорошо видно
Но рисунок текстуры различен. Сейчас это может казаться не столь существенным, но после прозрачной отделки он получится гораздо явственнее.
Поэтому сюда нужно подбирать участок из такого же полурадиального шпона.
При наложении и подборе, выбирается наиболее подходящий по линиям рисунка участок и из него можно смело вырезать вставку
Прямоугольные вставки смотрятся плохо
Часто формой вставок пренебрегают и изготавливают самые простые – прямоугольные. В результате такие “заплатки” смотрятся неаккуратно и бросаются в глаза намного сильнее вставок с “хаотичными” краями.
Последние могут быть настолько искусно подрезаны по рисунку текстуры, что увидеть их просто так, не концентрируя на них внимания, почти невозможно. Даже простые треугольные вставки выглядят лучше. Это видно на примере ниже. Здесь даже без подборки текстуры они “маскируются” лучше, чем прямоугольники.
Рисунком текстуры вполне можно пренебрегать с изнаночных сторон деталей, где их обзор вообще отсутствует и восстановление носит “чисто технический” характер. А вот подбор шпона для лицевых участков мебели должен быть произведен наиболее тщательно.
Заметьте, что примеры приведены по хорошо подобранному цвету шпона дуба. В остальных случаях разница может быть еще более заметна. Часто этим пренебрегают и отреставрированная мебель выглядит действительно “в заплатках”